История развития алгоритмов ранжирования Яндекс в хронологическом порядке с 2005 по 2021 год. Дата выхода обновлений, какие нововведения ва работу поисковой системы они принесли. От Версии 7 до YATI.
Поисковая система Яндекс была разработана в 1997 году и уже на протяжении 24 лет работает над совершенствованием алгоритмов ранжирования сайтов.
Алгоритмы представляют собой «уравнения» с помощью которых рассчитывается степень релевантности (соответствия) контента на странице сайта запросу пользователя.
В их основе лежит машинное обучение, совершенствующее алгоритм за счет множества данных, в том числе реакции пользователей при переходе на ту или иную страницу (поведенческий фактор) и данные ручной проверки асессорами – специально обученными людьми, оценивающих качество поисковой выдачи и обучающих поисковую систему.
Алгоритмы Яндекса и Google существенно различаются, их формулы расчета релевантности ранжируют сайты совершенно по-разному. Достаточно вбить один и тот же поисковый запрос в обеих системах и сравнить результаты.
Ниже представляем разбор и описание нововведений алгоритмов Яндекс в хронологическом порядке и подробно опишем какой вклад в развитие поиска внес и влияние на SEO оказал каждый из них.
Фильтр Непот – 2005 год
Фильтр, аннулирующий ссылочную связь между донором и акцептором (передаваемый ссылочный вес перестает учитываться), в случае определения ссылки как покупной. При этом никакие санкции на пару доменов не накладываются.
«Версия 7» – 02.07.2007
Алгоритм ранжирования под кодовым названием «Версия 7» от Яндекса был представлен пользователем известного форума «Searchengines». Была анонсирована новая формула ранжирования, после релиза которой выдача заметно улучшилась.
«Версия 8» – 20.12.2007 и «Восьмерка SP1» – 17.01.2008
Приоритет в ранжировании получили более возрастные домены с высоким трастом.
Для борьбы с накруткой ссылок был введен фильтр «Прогонов».
Магадан (16.05.2008) и Магадан 2 (02.07.2008)
Крупные обновления поиска, принесшие следующие нововведения:
- Яндекс стал распознавать аббревиатуры и написание текста с помощью транслитерации;
- выдача стала геозависимой, т.е. ориентироваться на местоположение пользователя;
- добавлены технологии, распознающие уникальность текстов, степень коммерческости введенного запроса и т.д.;
- введены фильтры за покупку и накрутку ссылок;
- стали индексироваться иностранные ресурсы.
Степень влияния покупки ссылок на рост позиций была сведена к минимуму, процесс вывода сайтов в ТОП затруднился, что улучшило поисковую выдачу.
Находка – 11.09.2008
«Находка» изменила соотношение главных и внутренних страниц в ранжировании по высокочастотным запросам. До момента внедрения данного алгоритма, в ТОПе по ВЧ находились исключительно главные страницы.
Также были внедрены новые технологии машинного обучения:
- стоп-слова в запросах стали учитываться при формировании выдачи, за счет чего ПС стала лучше распознавать интент запроса;
- обогащен словарь поисковой системы (тезаурус), за счет этого Яндекс стал приравнивать запросы со слитным и раздельным написанием, разделять выдачу по запросам в единственном и множественном числах.
Арзамас или Анадырь – 10.04.2009
После появления нового алгоритма ранжирования, Яндекс выпустил еще 5 обновлений в течение 2009 года.
Были внедрены следующие нововведения:
- Новая формула ранжирования для региональных ресурсов. Выдача стала отличаться, в зависимости от местоположения пользователя, ресурсам стала присваиваться региональность. Обновление распространилось на 19 регионов РФ.
- Между геозависимыми и геонезависимыми запросами прочертилась более четкая грань, выдача стала индивидуальнее, исходя из локации пользователя. Пример геозависимого запроса – ресторан итальянской кухни, по которому показываются заведения в рамках места пребывания пользователя. По геонезависмым принципы формирования выдачи остались без изменений.
- Была исключена омонимия частей речи, т.е. запросы одинаковые по написанию, но разные по значению стали лучше различаться поисковыми алгоритмами, опираясь на частотность ключевых слов и поведенческие факторы пользователей.
- Сайты, использующие pop-under рекламу (баннеры, при попытке закрытия которых открывался другой сайт) стали ранжироваться ниже.
Снежинск – 17.11.2009
Matrixnet – метод машинного обучения, введенный Яндексом для увеличения количества факторов ранжирования сайтов. Данное нововведение сильно скорректировало выдачу. Официальная информация – https://yandex.ru/company/technologies/matrixnet/. Также были запущены фильтры АГС.
Фильтр «АГС»
Фильтр исключал из поиска бесполезные для пользователя сайты, созданные для продажи ссылок. Вычислялись они по критериям:
- содержание некачественного, малосодержательного контента;
- ворованный контент, либо с низкой уникальностью;
- обилие исходящих ссылок при малом количестве входящих.
Конаково (22.12.2009) и Конаково 1.1 (10.03.2010)
Фактор привязки региона при ранжировании в выдаче теперь применен для 1250 городов России, а не для 19, как было ранее.
При введении алгоритма Конаково 1.1 значительный рост позиций получили информационные ресурсы за счет улучшения факторов ранжирования геонезависимых запросов.
Обнинск – сентябрь 2010
С помощью данного обновления Яндекс улучшил выдачу по геонезависимым запросам, которые имеют преобладающую долю в интернете (около 70%).
Были внедрены следующие нововведения:
- модернизированы алгоритмы и формулы поисковой системы Яндекс, отвечающие за ранжирование геонезависимых запроосов;
- размер формулы расчета релевантности документов был увеличен до 280 МБ с предыдущих показателей в 120 МБ;
- появилось понятие «авторство текста», учитывающее первоисточник информации, документы с дублированным контентом ранжируются ниже;
- усовершенствована поисковая выдача по англоязычным запросам за счет расширения словаря транслитерации.
Краснодар – 15.12.2010
Основное событие – внедрение технологии «Спектр». С ее помощью поисковая система формировала более точные ответы на двусмысленные запросы пользователей. Появилось понятие интента запроса, то есть поискового намерения пользователя.
Приведем пример:
Запрос «Цезарь» – может подразумеваться салат, а может – римский полководец. Яндекс стал опираться на поведенческие факторы пользователей и историю кликов в поиске, на основании данной информации формировал выдачу, отдавая 80% документам про приготовление салата, остальные 20% – страницам про историческую личность.
Основные тезисы нововведения:
- запросы стали делиться на категории, общее количество которых достигло 60;
- усовершенствованы формулы ранжирования по геозависимым запросам;
- появились расширенные сниппеты (описания под ссылкой на сайт).
Рейкьявик – 17.08.2011
Яндекс начал подстраивать свои алгоритмы под языковые предпочтения пользователей. Формировалась персональная выдача на основе того, какие сайты чаще посещает пользователь – англоязычные, отечественные и т.д.
Также в данном обновлении:
- на страницах поиска появились колдунщики – релевантные ответы на вопрос прямо на странице поиска. Например, калькулятор расчета валют.
- добавлен раздел «Оригинальные тексты» в Вебмастере, позволяющий патентовать контент (раздел удален на данный момент);
- обновлен алгоритм работы с опечатками при вводе в строку поиска, теперь ответы формируются как в первоначальном виде с опечаткой, так и в исправленном.
Калининград – 12.12.2012
Серьезный прогресс в персонализации – поисковые подсказки и результаты выдачи формируются, основываясь на предпочтениях и интересах пользователей. То есть, если пользователь часто искал в Яндексе исторические факты, то по запросу «Цезарь» формируются ответы со ссылками на биографию Юлия Цезаря, а не на рецепты салата.
С текущего момента поисковая выдача стала индивидуальной для всех пользователей.
Дублин – 30.05.2013
Еще одно обновление, направленное на персонализацию. В «Калининграде» был заложен фундамент в виде формирования индивидуальной выдачи и подсказок на основе отслеживания истории запросов на протяжении длительного времени.
В «Дублине» была реализована технология краткосрочного анализа пользовательских предпочтений в режиме реального времени, построения выдачи и подсказок, основанных на нем.
Началово – 12.03.2014
Отмена влияния ссылочной массы на ранжирование в поисковой системе. Алгоритм коснулся только определенных коммерческих тематик по городу Москва.
Одесса или Острова – 05.06.2014
Обновление поисковых алгоритмов затронуло дизайн страницы результатов поиска, добавив «острова» с интерактивными блоками, для взаимодействия с которыми не нужно переходить на страницу сайта. «Острова» предоставляли возможность расчета курса валют, просмотра расписания поездов, прослушивания музыки прямо на странице выдачи.
Яндекс позже отказался от данного нововведения, признав эксперимент неудачным.
Амстердам или Объектный ответ – 01.04.2015
Справа от результатов выдачи расположился блок с информацией о запрашиваемом объекте. Информация подтягивалась из наиболее релевантного и информативного источника. Яндексом была сформирована база объектных ответов, содержащая около 10 млн. карточек.
Минусинск – 15.05.2015
Фильтр, понижающий позиции сайтов с преобладающей долей SEO-ссылок. С появлением Минусинска стратегия SEO-продвижения претерпела сильные изменения. Внутренняя оптимизация ресурса, работа над удобством для пользователей, качеством контента и наращивание исключительно органической ссылочной массы в комплексе стали приносить результат.
Сайты, имевшие большое количество покупных входящих ссылок под воздействием данного фильтра теряли позиции в поисковой выдаче и значительное количество трафика. Вывести сайт из-под Минусинска можно путем удаления некачественных ссылок, однако далеко не всегда ресурсу удавалось восстановить утраченные позиции. Подробнее про внешнюю оптимизацию вы можете прочитать здесь.
Киров или Многорукие бандиты Яндекса – 14.09.2015
Эксперимент от Яндекса, целью которого являлось выявление ресурсов с наилучшими показателями поведенческих факторов. В ТОП-10 попадали молодые сайты или сайты, имевшие низкие позиции.
Владивосток – 02.02.2016
Обновление поисковых алгоритмов стало следствием роста количества пользователей поиска с мобильных устройств. Адаптивная верстка и удобство пользования сайтом с телефонов, планшетов и прочих мобильных гаджетов стало важным фактором ранжирования.
В Вебмастере появился инструмент для проверки сайта на mobile-friendly.
Палех – 02.11.2016
Алгоритм, направленный на определение смысловой составляющей запроса. Если ранее выдача формировалась на основании наличия ключевых слов в запросе пользователя и поиске пересечений с сайтами из базы данных поисковика, то теперь Яндекс научился анализировать смысл запроса и выдавать ответы с наиболее близкой по смыслу составляющей в теге Title.
Приведем пример:
Ответ по запросу «футбольный матч лиги чемпионов в котором сравняли счет при 0-3».
Баден-Баден – 23.03.2017
До появления «Баден-Баден» поисковая система Яндекс боролась с переоптимизацией с помощью алгоритмов «Переспам» и «Переоптимизация», являющихся текстовыми пост-фильтрами.
«Баден-Баден» делился на:
- постраничный – позиции теряет одна переоптимизированная страница;
- хостовый – накладывается на сайт целиком, проседают все позиции.
Под фильтр попадают сайты с чрезмерным количеством вхождений ключевых слов в документе, скрытыми слоями в тексте, плохой читабельностью контента и низкого качества контента в целом.
Королев – 22.08.2017
Обновление Яндекса «Палех» научило алгоритмы поисковой системы считывать смысловую составляющую страницы по содержанию тега «title». После внедрения «Королева» поисковик стал анализировать содержимое всей страниц, соотносить его с интентом запроса пользователя, а также опираться на данные статистики поведенческих факторов и работы асессоров.
Результаты поиска формировали релевантные ответы, даже при отсутствии в них любых текстовых пересечений с запросом.
Андромеда – 19.11.2018
Еще одно крупное обновление поисковых алгоритмов, которое также принесло несколько нововведений:
- добавлены Яндекс Коллекции – инструмент для хранения в облаке ссылок, изображений и видеозаписей;
- усовершенствовано отображение сервисов Яндекса на странице выдачи (колдунщики, быстрые ответы);
- значки сайта, отражающие его популярность, вовлеченность аудитории и верификацию как официального представителя. Посмотреть прогресс по получению значков можно в Вебмастере.
Вега – 17.12.2019
Обновление поисковых алгоритмов, улучшившее качество SERP по следующим аспектам:
- расширение базы данных Яндекс в 2 раза;
- создание смысловых кластеров внутри базы данных, распределение запросов между ними для ускорения формирования ответа на запрос и увеличения охвата индексации;
- увеличение скорости формирования выдачи SERP на запрос с помощью технологии пререндеринга;
- добавлен показатель экспертности в оценке асессоров для улучшения качества ответов по специфическим тематикам;
- в локальной выдаче учитывается местоположение в точности до района города.
YATI – сентябрь 2020
YATI расшифровывается как – Yet Another Transformer (with Improvements).
Главное нововведение - внедрение «архитектуры нейросетей-трансформеров». Данная технология помогает поисковой системе лучше понимать смысловую составляющую контента на странице. На текущий момент обновление является последним.
Итог
Чтобы продвижение приносило сайту трафик, а не фильтры и баны, необходимо понимать как работают алгоритмы и на какие факторы поисковик обращает внимание при ранжировании страниц. Здесь были разобраны все поисковые алгоритмы Яндекса и несколько основных фильтров в порядке их появления.
С данным багажом знаний вы можете попробовать самостоятельно разобраться в методах раскрутки сайта, либо обратиться за помощью к нам. Будем рады сотрудничеству.